Главные задачи Франкфурта на ближайшие 15 лет

Обер-бургомистр Петер Фельдман в беседе со Скайлайн Атлас

Михаэль Вутцке: Г-н Фельдман, как обер-бургомистр [мэр] города Франкфурт-на-Майне, вы – первый, кто  встречает грудью проблемы и запросы современного города. Сегодняшние темы, увы, далеки от тех, что были актуальны 16 лет назад. Для вашей предшественницы, Петры Рот, самыми животрепещущими вопросами были безопасность, культура и интеграция иностранного населения. Какой вы видите ситуацию во Франкфурте сегодня?

Петер Фельдман: Главной задачей является необходимость сохранять целостность растущего города. Строительство и распространение доступного жилья – вот главный социальный вопрос XXI века в наших городах. Наш проект совмещает такие цели: создание нового квартала; перспективную программу жилого строительства для среднеобеспеченного населения; строительство субсидируемого жилья; безопасный, чистый город, в котором комфортно жить работающему человеку. Не менее важно и образование для наших детей. Экономия на детях вредна для нашего будущего. В ближайшие годы мы должны сделать значительные инвестиции: запланированы 13 новых школ, 19 вспомогательных комплексов и 6 тыс. детских садов. Мы не можем себе позволить мыслить узко и недальновидно, мы должны внушать уверенность в будущем и мотивацию.

Frankfurt Wolkenkratzer im Bankenviertel, im Vordergrund das Westend
Skyline Atlas und Peter Feldmann

Михаэль Вутцке: Франкфурт Рейн-Майн привлекает многих. Каждый год регион пополняется на несколько тысяч новых граждан. Вблизи таких городов, как Бад-Фильбель, Родгау, Оффенбах, Обертсхаузен, Эшборн и многих других мы видим хорошую развязку метро, в то время как в мегаполисном регионе − дефицит жилой площади. Внимательный наблюдатель заметит отсутствие согласованности  в создании жилищных территорий. Должны ли власти Франкфурта быть более настойчивыми в своих отчетах, или же здесь просто требуется более высокий уровень координации?

Петер Фельдман: Я посетил почти все вышеупомянутые города, мы укрепили взаимное доверие. Наша муниципальная жилищная ассоциация, ABG, сотрудничает со многими соседними сообществами. Я требую больше вовлеченности от земли Гессен. Страна делает слишком мало для Франкфурта и для региона в целом. Мы не хотим навязывать свою волю, но мы хотим, чтобы по крайней мере общерегиональное развитие происходило на равных. Также очевидно, что все должны работать совместно; это касается нашего нового жилого района, а также развития эффективных строительных площадок в регионе.

Михаэль Вутцке: Городская дорожная сеть во Франкфурте больше не удовлетворяет требованиям современных маршрутов движения в большом городе, главным образом потому, что она была спроектирована под другую эпоху. Как мы можем оптимизировать транспортную развязку? Возможно ли провести дороги под землей? Насколько вероятно, что в один прекрасный день берега Майна освободятся от автомобилей, а кольцевой туннель избавит центр города от потока транспорта?

Петер Фельдман: Все это достаточно вероятно, в том числе свободная от транспорта набережная. Мы хотим начать с небольшого эксперимента: сделать северный берег реки пешеходным в определенные дни. В целом, мы добиваемся, чтобы въезд в наш город на машине потерял смысл. Для этого нам необходимо расширить инфраструктуру общественного транспорта. Основными целями являются Regionaltangente West (RTW, Региональная тангенциальная линия «Запад»); скоростная железная дорога к северу от реки Майн (Nordmainische S-Bahn); расширение линии, ведущей в Бад-Фильбель, до четырехпутной; подземный участок сообщения между Гиннхаймом и Боккенхаймом и др.

Михаэль Вутцке: Можно ли расширить железнодорожные линии, которые сейчас сходятся вокруг главной станции в форме звезды, сформировав тангенциальные маршруты, как, например, в Берлине?

Петер Фельдман: Город Франкфурт вместе с RMV (Rhein-Main Verkehrsverbund, поставщик транспортных перевозок Рейн-Майна), землей Гессен и соседними городами и округами, сейчас продвигает план проектирования общерегиональной тангенциальной линии «Запад» (RTW) от Бад-Хомбурга через Эшборн, Франкфурт-Хёхст и аэропорт в Ной-Изенбург и Драйайх. RTW − это региональная железнодорожная линия (как например S-Bahn в Карлсруэ), в которую входят рельсовые пути и поездов, и трамваев. В будущем эта линия будет иметь функцию выведения транспортного потока за пределы города без сосредоточения пассажиров на главной станции.

Еще один проект в пределах города: провести кольцевую трамвайную линию вокруг центра, чтобы связать между собой районы Борнхайм, Дорнбуш, Боккенхайм и Заксенхаузен без необходимости перенаправлять пассажиров через узлы Хауптвахе, Констаблервахе и Вилли-Брандт-Платц. В ближайшие годы планируется интенсификация проектирования.

Михаэль Вутцке: Нуждается ли Франкфурт в дополнительной поддержке со стороны Гессена или правительства Германии в решении его инфраструктурных задач, таких как расширение сетей общественного транспорта? Например, Мюнхен получает существенное финансирование от Баварии.

Петер Фельдман: Мы хотели бы получать такую же поддержку от Гессена. Обсуждения устройства свода над шоссе A661 между Борнхаймом и Зеккбахом ведутся уже не одно десятилетие. Это возможность века, и мы обязаны ею воспользоваться. Возвращаясь к вашему вопросу: да, верно, все уровни правительства должны сфокусироваться на растущих столичных регионах, потому что именно здесь определяется уровень развития всей страны.
Во Франкфурте самый высокий уровень рождаемости в Германии. Здесь почти столько же рабочих мест, сколько и жителей. Город ежегодно растет на 15 000 чел. Гессен и федеральные власти должны понять, что столичные регионы являются движущей силой нашего экономического успеха. И я ошеломлен, что Гессен сократил наше муниципальное финансирование на полмиллиона. Звучит абсурдно, но это правда.

Михаэль Вутцке: Доступное жилье в столичном регионе было, есть и будет серьезной политической проблемой. За последние несколько лет цены на недвижимость в немецких городах выросли. Многие опасаются, что их финансовое положение может пострадать из-за ситуации с жильем. Что делают политические партии для улучшения жизни в городе тех, кто не очень обеспечен? Что делается для студентов, семей и пожилых людей?

Петер Фельдман: Во-первых, есть программа доступного жилья для рядовых работников. Во-вторых, для студентов есть льготный билет на общественный транспорт по всей земле Гессен, за 1 евро в день. Мы также работаем над обеспечением гораздо более выгодного проезда для старшего населения. В-третьих, мы хотим увеличить лимиты доходов для получения Паспорта Франкфурта,  чтобы все семьи, дети и пожилые люди имели возможность посещать открытый бассейн и зоопарк. В-четвертых, для детей и молодежи вход в городские музеи свободен. В-пятых, с 2020 г должна быть реализована программа гарантированного медицинского обслуживания: здесь правительство тоже  безрассудно потерпело неудачу. Чтобы двигаться вперед, город должен брать на себя задачи национального уровня.

Михаэль Вутцке: Насколько важны жилищные кооперативы или альтернативные жилищные модели в будущем? Что конкретно могут сделать сами граждане?

Петер Фельдман: Многие присоединились к сети совместного проживания. Семь наших кооперативов объединились под одной крышей. Новый городской район, запланированный к строительству на севере, должен предоставить площади для кооперативов и общественных жилых фондов. Наш город должен не просто продавать земли под застройку тому, кто больше за них предложит,  а скорее отдавать приоритет лучшим идеям. Ключевое слово здесь − концептуализация …

Oberbürgermeister Peter Feldmann (SPD) vor der Frankfurter Skyline im Jahre 2017

Михаэль Вутцке: Как мы можем сообща сделать город более пригодным для жизни?

Петер Фельдман: Да, кое-что раньше было развито сильнее: мы потеряли здравое чувство ответственности за общественное пространство. За наши парки, за набережные, за основные деловые улицы. Мы выделили 3 млн евро на чистый Франкфурт. Мы установим 1000 новых мусорных урн. Мы будем нанимать охранников на стоянки. В центре города и на прилегающих территориях будут произведены дополнительные очистные работы.

Михаэль Вутцке: Еще на тему создания комфортного для проживания города: качество архитектурной застройки Франкфурта далеко не идеально. На улицах Европейского квартала и в центре преобладают непривлекательные каменные фасады новых зданий. Как мы можем поощрять инвесторов и застройщиков улучшать эстетику и проявлять более творческий подход?

Петер Фельдман: Зачастую основное внимание уделялось количественным параметрам. Разумеется, городское планирование зиждется на понятии «плотность застройки». Кроме того, существует много аспектов строительства, таких как энергосберегающая изоляция, где преобладают чисто технические решения. Экономические соображения вынуждают застройщиков уделять самое пристальное внимание стоимости строительства. Чтобы изменить это и улучшить эстетику, мы должны сделать акцент на конкурсе.  Тогда мы сможем получать более оригинальные концептуальные предложения, хоть это и касается только городской собственности. Наконец, мы должны отталкиваться от работы, проведенной Мартином Вентц (начальником отдела планирования во Франкфурте в 1990-х гг), который вовлек общественность в городское планирование, а также обращался в этом процессе к эстетическим аспектам городского дизайна.

Михаэль Вутцке: В средствах массовой информации часто обсуждаются различные варианты застройки новых территорий, даже целых районов. Независимо от того, какой жилой проект на повестке дня, обычно формируются гражданские инициативы, в обсуждение вступают критики, кто-то подает в суд, чтобы остановить проект. Почему в Германии уже стало привычным, что практически каждый новый крупномасштабный проект вызывает общий протест в стиле «только не перед моим домом»?

Петер Фельдман: У меня иное впечатление. Я вижу готовность к позитивным изменениям, и в то же время потребность быть принятыми всерьез и внести вклад в процесс планирования. Для меня гораздо лучше, если люди борются за их Франкфурт, чем если бы им было все равно. Мы − город граждан с активной позицией; мы спорим и ищем решения. Если политики вносят предложения, которые не устраивают людей, честная дискуссия всегда лучше пассивной установки «я все равно не могу ничего изменить».

Михаэль Вутцке: Сегодня мы пересекаем городские границы за считанные минуты, часто не отдавая себе отчета, в каком городе находимся в данный момент. Административные границы городов можно считать пережитком прошлого? Например, до 1945 г между Франкфуртом и [соседним городом] Оффенбахом существовал даже пограничный контроль.

Петер Фельдман: Люди не очень заботятся о границах, в отличие, как это ни прискорбно, от начальников и политиков…

Мы не решим проблему с помощью высоток-кондоминиумов.

Михаэль Вутцке: Давайте поговорим об инвесторах. В Лондоне, например, по всему городу строятся огромные небоскребы, вплоть до 70 этажей. К 2019 г там ожидается возведение 152 новых высотных зданий высотой минимум в 20 этажей, в основном многоквартирных. В настоящее время большое количество международных инвесторов вкладывается в Лондон. Может ли эта тенденция в будущем достичь Франкфурта?

Петер Фельдман: Нет, я не так представляю себе наш город. Жилые небоскребы не решат проблем.

Михаэль Вутцке: Если в ближайшие годы заинтересованность инвесторов во Франкфурте возрастет, как можно сделать его привлекательным для вложений, на фоне таких городов, как Нью-Йорк, Лондон, Майами?

Петер Фельдман: Я хочу устойчивых инвестиций в доступное жилье. Это ответственная политика. Квартиры не должны становиться объектами спекуляций. Частные дома и кондоминиумы могут быть частью пенсионного обеспечения, но никогда − объектами спекуляций. Смещение от доступной аренды к дорогим спекулятивным кондоминиумам — это негативная тенденция, которую мы должны остановить. Мы должны строить, строить, и еще раз строить, чтобы выровнять спрос и предложение. Если рост заработной платы и стоимость арендной платы слишком расходятся, то возникает принципиальный вопрос: хотим ли мы, чтобы жизнь в городе мог позволить себе обычный рабочий человек? Я хочу этого, и борюсь за это каждый день.

Михаэль Вутцке: В прессе подчеркивается, что под новые высотные здания во Франкфурте должны быть выделены заранее определенные участки. Снижает ли это давление на рынок недвижимости, на ваш взгляд?

Петер Фельдман: Ясность − это всегда хорошо.

Михаэль Вутцке: Каждый крупный город в Европе сегодня считает своим долгом рекламировать свое отличное «центральное расположение». Что отличает от них Франкфурт?

Петер Фельдман: Лично я не противопоставляю наш город другим. Каждый город имеет свои особенности, индивидуальность, собственный менталитет и историю. Население Франкфурта состоит из многих наций, люди, как правило, открыты. Как мы знаем, наше процветание обеспечивают торговые выставки, аэропорт, торговля и банки. Но самое главное во Франкфурте – это мирное сосуществование, культурное разнообразие и сплочённость. Мы − город благотворительности и свободы. Вот что такое Франкфурт, и это гораздо важнее, чем центральное расположение, хотя оно нам, конечно, тоже на руку.

Михаэль Вутцке: Франкфурт – символ банков, хотя он может предложить гораздо больше. Как мы можем правильно подать преимущества главного мегаполиса и прилегающих территорий, избегая ограниченности суждений?

Петер Фельдман: Это важная тема для моего друга, Вильгельма Бендера, бывшего начальника аэропорта и великого борца за совместную разработку региона Рейн-Майн. Он часто говорит мне, что если бы другие города и регионы имели то, что есть у нас, они рекламировали бы это круглосуточно. Рейнау на западе, Бергштрассе на юге, Таунус на севере и, всего в часе езды, Рён; культурный ландшафт Майнца, Дармштадта и Висбадена – все это наш Франкфурт с Оффенбахом рядом.
Здесь есть все: великолепная опера, музеи, театры, Свободная Сцена, отличные условия для  спорта и досуга, а с недавнего времени также три новых футбольных клуба Бундеслиги. Я могу продолжать рассказывать часами, но вы и так знаете: наш мегаполисный регион хорошо известен во всем мире.
С 2005 г мы увеличили число перемещенных бизнесов в 2 раза, с 5 новых компаний в неделю до 10. Мы сократили безработицу, хотя главной целью остается полная ее ликвидация.

Михаэль Вутцке: Для многих туристов Франкфурт – лишь транзитный пункт . Как город может мотивировать своих гостей на более длительное и качественное пребывание?

Петер Фельдман: Когда я приступил к своим обязанностям [в 2012 г], у нас было менее 4 млн туристов в год, а теперь более 5 млн. У меня сложилось впечатление, что гости чувствуют себя во Франкфурте очень комфортно, и это закономерно.

Михаэль Вутцке: В Париже есть Эйфелева башня, в Барселоне – Храм Святого Семейства, в Берлине − Бранденбургские ворота. Неплохо бы и Франкфурту иметь международно признанную достопримечательность?

Петер Фельдман: У нас есть Церковь Св. Павла, Набережная музеев вдоль Майна (Museumsufer), небоскребы, наш старый Оперный театр, к которым скоро присоединится отреставрированный старый город. Я не хочу меряться достопримечательностями, но у нас с этим тоже все хорошо!

Тем не менее, перед нами уже стоит следующая задача − реставрация оперного и драматического театров, оба из которых имеют отличную репутацию как в Германии, так и за ее пределами.

Конечно, Вилли-Брандт-Платц будет оставаться культурным центром. Здесь частным инвесторам искать нечего. Реконструкция Муниципального театра – еще одна отличная задача, которую мы сейчас стараемся решить так, чтобы следующие поколения могли сказать: «Хорошо сделано!».

Михаэль Вутцке: Обрисуйте для читателей картину нашего города через пятнадцать лет.

Петер Фельдман: Обновленный по примеру Остзейля (отреставрированная восточная часть Рёмерберга) старый город и Набережная музеев определяют лицо нашего города. Нам удалось стабилизировать арендную плату, и теперь семьи могут позволить себе жизнь во Франкфурте. Аэропорт процветает и мирно сосуществует с соседними объектами. Айнтрахт (футбольный клуб) играет на европейском уровне. Крупные проекты инфраструктуры, о которых я сегодня упоминал, в настоящее время завершены или вот-вот будут завершены. В нашем новом жилом районе жизнь кипит ключом: на игровых площадках веселятся дети, а жилое сообщество популяризует его с помощью доступных арендных ставок.

Зеленая зона, опоясывающая наш город, осталась неизменной, так же, как сохранила свои позиции промышленность. Мы все еще принадлежим к Europastadt (Европейским городам); между различными религиями и культурами Франкфурта ведется живой диалог.

Наши дети ходят в хорошие, бесплатные детские сады; школы находятся в явно хорошем состоянии. Медицинское обеспечение гарантировано всем, а в распоряжении туристов наша новая опера и другие развлечения. После культурной программы они отправляются на шопинг в самую красивую часть Франкфурта: в наши пригородные районы.

Михаэль Вутцке: Спасибо вам за уделенное время.

Интервью проведено в июле 2017 г.

Peter Feldmann (Lord Mayor of Frankfurt, SPD party, 2017)
Петер Фельдман (фото 2017 г), обер-бургомистр (мэр) Франкфурта с 2012 г

«Ясность – это всегда хорошо»

Петер Фельдман, в ответ на вопрос, должны ли участки под будущую застройку быть объявлены заранее.

Продолжить: